Трусова М.И. - 1 - Цель урока: Систематизировать, обобщить и углубить знания учащихся о самой мощной в истории XVIII в. крестьянской войне; опираясь на преемственные связи с историей средних веков и межпредметные связи с литературой, раскрыть на основе сравнения с другими крестьянскими войнами общее и особенное в истории; воспитывать у школьников уважение к борцам против национального гнёта. На фактах совместной борьбы русского, башкирского, татарского, чувашского и других народов Поволжья и Урала против крепостной неволи воспитывать интернациональные чувства. На материале крестьянских войн эпохи феодализма закрепить знания и умения учащихся сравнивать однотипные исторические явления их причины и последствия. Развивать умения учащихся давать характеристику исторической личности на примере Е.И.Пугачёва. Углубить знания о классовой борьбе в XVIII в. на Тамбовщине. Оборудование: 1. Карта: «Российская Империя во 2-й половине XVIII в.» 2. Картина: «Суд Пугачёва» - художник В.Г.Перов. 3. Выставка книг на тему: «Движение Е.И.Пугачёва в художественной литературе» 4. Опорные схемы. 5. Презентациян на тему: «Крестьянская война под предводительством Е.И.Пугачева» Основные понятия и термины. Крестьянская W, отряды сподвижников, население национальных районов, самоуправление. I. Орг.момент. II. Обобщение и систематизация знаний. Историческая разминка. Юрьев день 1703 Барщина 1709 Оброк 1722 Отходники 1672-1725 30 авг. 1721г. Наёмные рабочие 1725-1727 Заповедные годы 1727-1730 Дворцовые перевороты 1761-1762 Кондиции 1741-1761 «Бунташный» век 1762-1796 Бироновщина 1700-1721 Мануфактура 1708 1714 - С целью актуализации знаний рассматриваются темы: Трусова М.И. - 2 - «Этапы закрепощения крестьян» и «Крестьянские волнения в России XVII-XVIII в в.» Учитель даёт учащимся схемы с заданиями. Карточка № 1 Задание 1 Определите время перечисленных событий. 1. Введение Юрьева дня. 2. Введение Соборного уложения. 3. Введение правительственного указа о закрепощении 4. Отмена Юрьева дня. 5. Введение указа об урочных летах. Задание 2 Сделайте вывод какую страницу истории России характеризуют данные события. Ответ обоснуйте. Карточка № 2 Задание 1 Соотнесите даты и события XVII-XVIII в в. 1. 1648 г. 1. в Астрахани. 2. 1662 г. 2. И.И.Болотникова. 3. 1606-1607г. 3. Медный бунт. 4. 1705г. 4. под предводительством К.Булавина. 5. 1707-1708г. 5. под предводительством С.Разина. 6. 1667-1671г. 6. Соляной бунт. Задание № 2 Каково было положение крестьянства в данный период. Назовите основные причины крестьянских волнений. - Используя опорную схему охарактеризуйте перемены в положении дворянства и крестьян, которые принесла ІІ пол. ХVІІІ в. - Анализируя отрывок из романа В.Я. Шишкова Емельян Пугачёв сделайте вывод: - есть ли связь между увеличением привилегий дворян и появлением таких типов, как Салтычиха. В ходе беседы учитель подводит уч-ся к выводу о тяжелейшем положении крестьян во ІІ пол ХVІІІ в. ОПОРНАЯ СХЕМА. Сибирь О вольности жалоба 1762г. , Живой Трусова М.И. - 3 - ІІІ. Изложение новой темы. (план составляется вместе с уч-ся) План. 1. Причины крестьянской войны 2. Ход войны а) Характеристика предводителя б) Этап войны в) 3. Причины поражения 4. Историческое значение. Эпиграф : «Не с добра волости встают». «Неволя стоит до воли» «Мужик-то гол, да в руках у него кол; есть надежда, что будет и одежда». ( народные поговорки) 1. Учитель в ходе беседы подводит уч-ся к выявлению причин крестьянской войны. Вдумываясь в слова, которые являются эпиграфом к нашему уроку давайте вместе попробуем назвать причины касающиеся жизни отдельных социальных слоев России, которые побудили подняться их на восстания. Мы знаем, что в ХVІІІ в. было выражено усиление власти над . Задание: Назовите как можно больше глаголов, которые помогут сформировать причины крестьянской W. ( вместе с учащимися на доске воспроизводится опорная- логическая схема) ссылать проигрывать => продавать - менять убивать => мучить Салтычиха - < 100 => самоуправление - захват ; Трусова М.И. - 4 - - усл . труда - раб. день 12 – 15 ч. - ) б ) m => - Поволж. Приур. ) к , W под пред. Е.И.Пугачёва 1773 – 75 Вывод: Эти стихийные разрозненные выступления приняли в 1773-1775гг. форму мощной крестьянской войны, которую возглавил Е.И.Пугачев. 2 Учитель предлагает классу послушать сообщение ученицы на тему: «Е.И.Пугачев – предводитель крестьянской войны» Рекомендуемая литература для сообщения: -Повесть А.С.Пушкина «Капитанская дочка» - Ю.А.Лиманов , В.В.Мавродин «Пугачев и его сподвижники» - очерк « Батыр башкирского народа» (Книга для чтения по истории России) - роман В.Я.Шишкова «Емельян Пугачев» ? Какие черты личности позволили Пугачёву возглавить W. 2б І этап 17.09.1773г - 22.03.1774г. 1,5 тыс. Е.И. Пугачёв Татищева Трусова М.И. - 5 - ІІ этап апрель – июль 1774 ІІІ.- « этап». Е.И. Пугачёв => налоги 12. 09. 1774 Е.И. Пугачёв 10. 01. 1775 М ( Болотная площадь) Учитель предлагает классу послушать сообщение ученика на тему: «Крестьянская война под предводительством Е.И. Пугачёва на Тамбовщине. 3. Вместе с уч-ся учитель выясняет причины поражения и воспроизводит на доске логическую схему. 1. - W несмотря на небывалый размах представляла собой цепь самостоятельных, ограниченных определённой местностью (локальных) восстаний. W (опорная схема) Трусова М.И. - 6 - 2. - отряды и войско Пугачёва по вооружению, выучке, дисциплине намного уступали правительственной армии. вооружение Войско Пугачёва дисциплина правит. 4. На основании ранее полученных знаний о выступлениях в России в ХVІІ- ХVІІІ в. и материала данного урока, уч-ся подчёркивают значение W под предвод. Е.И.Пугачёва и подходят к пониманию; почему эта W является самым крупным народным выступлением в России за всю историю. Выводы уч-ся: 1. W была самой мощной. В ней участвовали сотни тысяч человек. 2. Эта W самая мощная по охвату территории. 3. Впервые кроме идеи свободы, выдвигаются идеи борьбы с крепостничеством. 4. Это первое крупное совместное выступление не только , но и работных людей и представителей меньшинств. Рекомендации: Учитель рекомендует уч-ся художественную литературу по данной теме. А.С.Пушкин «Капитанская дочка». В.Я.Шишков «Угрюм река», «Емельян Пугачёв» С.Злобин «Салават Юлаев» Николай Равич «Две столицы» В.Тубелев «Бунт», «Седой Урал» В.И. Пистоленко «Сказание о сотнике Тимофее Подурове». Закрепление. 1. Объясните почему после каждого поражения восставшим удавалось сформировать новую армию? 2. Определите на какой территории развернулась W. Д/з, § 25 док. стр. 183-184 карта № 10 Ок . Трусова М.И. - 7 - Знаки ОК. -крепость W- война - царь - указ - поражение - дворяне - рост (увеличение) - крестьяне - старшины - казнь - земли -армия - восстание # - тюрьма , арест - заводы -ликвидация крепостного права
|