Конспект учебного
занятия по истории России с древнейших
времен до конца XVI века с использованием ИКТ.
Район: Пичаевский
ОУ: МБОУ «Пичаевская средняя
общеобразовательная школа»
Учитель: Трусова Марина
Ивановна
Класс: 6
Тема учебного занятия: Нашествие
с Востока
Данный урок является
четвертым уроком в теме «Политическая раздробленность на Руси».
Продолжительность учебного занятия: 45 минут.
Тип учебного занятия: Изучение нового материала.
Форма учебного занятия: классно-урочная
Цели учебного занятия:
·
Образовательные:
1)
Познакомить с ходом
монгольского нашествия на Русь;
2)
Определить особенности военных успехов монголо-татар;
3)
Определить причины поражения русских княжеств от войск
Батыя;
4) Сделать вывод
о последствии вторжении
монголов.
·
Развивающие:
1) Развивать навыки работы с
текстом учебника, определять и объяснять понятия, выделять главное,
систематизировать материал.
2) Развивать навыки анализа
документов XIЇI века с учетом специфики того
времени, навыки использования литературных произведений того времени в качестве
исторических источников.
3) Развивать
умения высказывать и доказывать свои утверждения, навыков устной речи.
4) Развивать интереса школьников к изучению истории.
·
Воспитывающие:
1) Воспитывать чувства патриотизма и гордости за подвиги
своих предков;
2)
Содействовать рациональной
организации труда;
3)
Воспитывать уважение к мнению одноклассников и умение слушать другого;
4)
Формировать у учащихся
положительный мотив учения.
Межпредметная связь: обществознание
Оборудование:
Компьютер, локальная сеть.
·
Мультимедийный проектор.
·
Карта успеваемости
·
Исторические карты : "Феодальная раздробленность
Руси в XII – первой половине XIII в” и "Борьба с иноземными захватчиками в XIII
в”.
·
Учебник:
А.А. Данилов, Л.Г. Косулина «История России с древнейших времен до конца
XVΙ в.». М.:«Просвещение», 2009
·
Рабочая тетрадь к учебнику: А.А. Данилов, Л.Г. Косулина «История России с древнейших времен
до конца XVΙ в.».
Дидактические материалы:
·
Мультимедиа-презентация урока в PowerPoint.
·
Тексты документов XIII века,
литературных произведений.
·
Тест
Использованная
литература:
1.
Гумелев Л.Н. Древняя Русь и великая степь. –М.;
Дрофа,1989
2.
Рыбянов Б.А. Киевская Русь и русские княжества XII – XIII
вв.-М.;Наука, 1992
3.
Зуев М.Н. История России с древнейших времен до
конца XXвека –М.; Дрофа, 2001
4.
Школьная энциклопедия. История России. 13-15 вв. М.,
ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2003.
Использованные
ресурсы:
http://xix-vek.ru
(История России с древнейших времен до конца 16 века. Письменные,
статистические и графические источники.)
Подготовка к уроку.
Класс делится на 2-3 группы:
Каждая группа получает задания,
которые они выполняют в течение урока, затем обмениваются выводами, мнениями.
У каждого ученика есть «карта
успеваемости ученика», куда он заносит все свои баллы, полученные в течении
урока, которые в конце урока превращаются в отметки: 10 и более баллов –
«отлично»; от 5 до 9 баллов – «хорошо»; менее 5 баллов – «удовлетворительно».
На
доске:
Даты:
1. 1237-1240 - завоевание
монголами Руси
2. 1237 -
завоевание Рязанской земли
3. февраль
1238 - разгром
Владимирского княжества
4. март 1238 - поход Батыя
на Великий Новгород
5. март 1238 - оборона г.
Козельска
6. 1239–1242 - второй поход Батыя на Русь
7. 1240 - завоевание
г. Киева
8. весна 1241
г. - поход Батыя
в Европу
Имена князей и воевод ,
защищавших города.
Юрий
Игоревич- рязанский князь.
Федор
Юрьевич –сын Юрия рязанского.
Филипп
Нянька – воевода московский.
Юрий
Всеволодович – великий владимирский
князь
Петр
Ослядюкович –воевода владимирский.
Дмитрий – воевода киевский.
|