Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Пичаевская средняя общеобразовательная школа
Утверждена приказом образовательного учреждения ________________________________ Дата, номер приказа
Директор школы: _________________ С.М. Акатушев
Рабочая программа
по обществознанию для 7 класса
Автор: Трусова Марина Ивановна
Рассмотрена на заседании межшкольного методического объединения __________________________ Дата, номер протокола Руководитель межшкольного методического объединения: _______________________________ Т.А.Кузьмина
Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании межшкольного методического совета __________________________ Дата, номер протокола
Председатель межшкольного методического совета: _______________________________ Г.Н. Акатушева
2012 – 2013 учебный год
Пояснительная записка Рабочая программа по обществознанию для 7 класса составлена на основе Примерной программы и Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, авторской программы по обществознанию Л. Н. Боголюбова «Программы общеобразовательных учреждений по обществознанию 5-11класс», которая включена в сборник: Программы общеобразовательных учреждений Обществознание 5-11 классы – М. «Просвещение» 2009г. Учебник: Обществознание 7 класс Под ред. Л.Н.Боголюбова- М.:Просвещение 2010г. Общая характеристика учебного предмета. В содержание курса на базовом уровне в 7 классе вводятся ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо современному человеку. Этот курс интегрирует современные социологические, экономические, политические, правовые, этические, социально-психологические знания в целостную, педагогически обоснованную систему, рассчитанную на учащихся подросткового возраста. Он содержит обусловленный рамками учебного времени минимум знаний о человеке и обществе, необходимых для понимания самого себя, других людей, процессов, происходящих в окружающем природном и социальном мире, для реализации гражданских прав и обязанностей. Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами истории, географии, литературы и др. Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная система. В качестве дополнительных форм организации образовательного процесса используется система консультационной поддержки, индивидуальных занятий, самостоятельная работа учащихся с использованием современных информационных технологий. Обществознание в 7классе знакомит ребят с системой социальных норм (прежде всего моральных и правовых), гражданских качеств личности. Отображение нормативных требований, социальных норм в сознании ученика позволяет ему полнее и адекватнее осознать социальную действительность, ориентироваться в ней, вырабатывать стратегию и тактику, планы и цели деятельности, сознательно регулировать свое поведение. Эти правила являются и условием, и продуктом, и средством познания социальной действительности. Овладевая ими, ребята вырабатывают отношение к фактам и процессам социальной жизни, социальным условиям своего существования и поведения, благодаря им оценивает эти условия и возможности. Только имея целостное представление о социальных нормах и следуя им, подросток способен выработать высшие формы и средства регуляции поведения — ценностные системы и критерии, убеждения, идеалы, понимать взаимосвязь прав, свобод личности и ее гражданской ответственности.
Основные цели изучения курса обществознания в 7 классе:
— создание условий для социализации личности; — формирование знаний и интеллектуальных умений, минимально необходимых и достаточных для выполнения типичных видов деятельности каждого гражданина, осознания личных и социальных возможностей их осуществления, дальнейшего образования и самообразования; — формирование основ мировоззренческой, нравственной, социальной, политической, правовой и экономической культуры; — содействие воспитанию гражданственности, патриотизма, уважения к социальным нормам, регулирующим взаимодействие людей, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, непреходящим ценностям национальной культуры. Данная программа выполняет две основные ф у н к ц и и: Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета. Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся. Реализация программы осуществляется с использованием оборудования кабинета истории и компьютерного класса. Нормативными документами для составления рабочей программы являются: • Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ №1312 от 09.03.2004; • Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный МО РФ от 05.03.2004 №1089 • Примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта; • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования («Вестник образования» № 5-6 2012 г.) • Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.
Место предмета в базисном учебном плане. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 136 часов для обязательного изучения учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования. В том числе в 7 классе 34 часа, из расчета 1 учебный час в неделю. Программа рассчитана на 34 часа. Рабочая программа предусматривает следующие формы промежуточной и итоговой аттестации: самотоятельные работы, тестирование, учебные проекты, практические работы, творческие работы и др. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Рабочая программа содействует реализации единой концепции образования, сохраняя при этом условия для вариативного построения курсов обществознания.
Предполагаемые результаты. В процессе изучения курса у учащихся должны сформироваться: • знания и представления о нормах российского законодательства, • знания, достаточные для защиты прав, свобод и законных интересов личности, • коммуникативные способности; способность к творческому мышлению и деятельности в ситуациях с незаданным результатом. Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта: 1. Обществознание. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/Л.Н.Боголюбов (и др.); под редакцией Л.Н.Боголюбова, Н.И.Городецкой; Российская академия наук, Российская академия образования, издательство «Просвещение». – М.: Просвещение, 2010. 2. Обществознание. 7 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений/ О.А.Котова, Т.Е.Лискова. – М.: Просвещение, 2010. 3. Обществознание. 7 класс: поурочные разработки: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ Л.Н.Боголюбов (и др.); под редакцией Л.Ф Ивановой. – М .: Просвещение, 2010. Реализация рабочей программы способствует: - развитию личности в период ранней юности, её духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к самоопределению и самореализации, интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; - воспитанию общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, уважения к социальным нормам, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, закреплённым в Конституции РФ, - освоению системы знаний об экономических и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования и самообразования, - овладению умениями получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; осваивать способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимой для участия в жизни гражданского общества и государства, - формированию опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми разных национальностей и вероисповеданий; в семейно-бытовой сфере, для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Результаты изучения курса приведены в разделе «Требования к уровню подготовки учеников», который полностью соответствует стандарту.
Содержание курса Глава 1. Человек среди людей. (6ч.) Основные понятия курса. Отношения между людьми. Ты и твои товарищи. Зачем люди общаются . Почему нужно быть терпимым. Требования к уровню подготовки обучающихся: знать⁄ поинмать Как строятся отношения между людьми? Виды межличностных отношений. Причины объединения людей в группы. Какие бывают группы. Кто может быть лидером группы. Что такое общение. Основные цели общения. Особенности общения со старшими , сверстниками, младшими. Причины возникновения межличностных конфликтов. уметь - строить нормальные отношения в обществе; - узнавать на основе общения положение той группы ,которая является основой вашего общения; - добиваться определенных целей в процессе общения; - уметь общаться со сверстниками, младшими и старшими; избегать межличностные конфликты . Глава 2. Человек и закон. (11ч.) Что значит жить по правилам. Права и обязанности. Почему важно соблюдать законы. Защита Отечества. Что такое дисциплина. Виновен- отвечай. Кто стоит на страже закона. Требования к уровню подготовки обучающихся: знать/понимать - взаимодействие человека и закона; -многообразие правил и социальных норм; - основные сферы общественной жизни и их взаимосвязь; - общественные отношения и их виды; - социальные изменения и их формы; - права человека ,обязанности гражданина, роль государства в обеспечении прав человека; - границы ограничения прав ; дисциплина, воля и самовоспитание. уметь: -рассмотреть роль государства в обеспечении права человека; - характеризовать права и обязанности ребенка; роль семьи в воспитании ребенка; - выяснить разницу между понятиями законопослушный человек и противозаконное поведение; - проанализировать каковы основные признаки и механизмы работы правоохранительных органов - определять что такое конституционный строй страны, каковы его особенности; - характеризовать основные направления развития конституционного строя ,называть и характеризовать основы статуса человека и гражданина РФ; - анализировать источники по теме Глава 3. Человек и экономика. (12 ч.) Что такое экономика. Зачем нужна экономика. Основные участники экономики. Что и как производить. Затраты производства. Все ли выгодно производить. Что такое бизнес. Виды бизнеса. Формы бизнеса. Зачем люди обмениваются. Торговля и ее формы. Реклама – двигатель торговли. Как деньги стали деньгами. Функции денег. Деньги меняют обличье. Экономика семьи. Требования к уровню подготовки обучающихся: знать/понимать: - что такое экономика; зачем нужна экономика ; основные участники экономики; - функции денег ; торговля и ее формы; - ресурсы семьи; - в чем смысл и значимость экономических прав ; - цели и принципы бизнеса, виды бизнеса, формы бизнеса - что означает потребление, какие группы потребителей существуют уметь: - пояснять из чего складывается мастерство работника; в чем состоит роль государства в обеспечении экономических и социальных условий жизни людей; что такое « процветающее государство»; что такое трудовое право что такое трудовое право; что значит труд в жизни человека и общества, - называть основные направления экономической политики нашего государства ; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для: - определять сущностные характеристики изучаемого объекта, например: обеспечения экономических и социальных условий жизни людей, рассказывать и пояснять что такое богатство - знакомиться с информацией из СМИ; владеть основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика) - осуществлять в повседневной жизни экономические права и обязанности ребенка; на личных примерах проследить, как закон защищает права потребителей; - рассуждать на тему: «Реклама – двигатель торговли» ; - обобщения материалов по теме через сотрудничество в группах; - объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах. Глава 4. Человек и природа. (4 ч.) Воздействие человека на природу. Охранять природу – значит охранять жизнь. Закон на страже природы. Требования к уровню подготовки обучающихся: знать/понимать: - понимать бесценный дар природы; -знать последствия загрязнения окружающей сред: атмосферы, воды, почвы. - понимать тяжелые последствия безответственного отношения к природе. Уметь - сотрудничать с природой; - поступать так, общаясь с природой, чтобы не навредить окружающей среде; - создавать общественные организации осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды, или вступать в них; - участвовать в природоохранительной деятельности.
Учебно - тематический план по обществознанию 7 класс 34ч. 1 Учебный раздел Часы Формы контроля Глава 1. Человек среди людей. 6ч текущий практ. работы Глава 2. Человек и закон. 11ч текущий сообщения, к⁄тест. Глава 3. Человек и экономика. 12ч текущий сообщения , к⁄тест Глава 4. Человек и природа 4ч текущий практ. работы Итоговое повторение 1 Контрольное тестирование
Требования к уровню подготовки обучающихся: Знать/понимать • социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми; • сущность общества как формы совместной деятельности людей; • характерные черты и признаки основных сфер жизни общества; • содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения. Уметь • описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли; • сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия; • объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни); • приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах; • оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности; • решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека • осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения; • самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.). Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: • полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей; • общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах; • нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей; • реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей • первичного анализа и использования социальной информации;
Литература: - рекомендуемая для учителя: 1.Боголюбов Л. Н., Иванова Л. Ф.. Лазебникова А. Ю. Рабочии тетради по курсу «Обществознание»: 7 кл.— М., 2010. 2.Боголюбов Л. Н. и др. Обществознание в таблицах и схемах.— М., 1996. 3.Общественные потребности Л.Н.Казаковой.М., 2009. 4. Умнов Н.Н. Основные вопросы обществознания. М. 2009 г. 5.Дидактические материалы по курсу «Введение в обществознание»/ Под ред. Л. Н. Боголюбова и А. Т. Кинкулькина.— М., 2002. 6.Итоговая аттестация по обществознанию. Основная школа.— М., 2011. 7.ДВД диски: Судебная система, Нотариус, Права несовершеннолетних
Литература- рекомендуемая для ученика: 1) Обществознание: 7 класс / Под ред. Л.Н. Боголюбова. - М.: Просвещение, 2009; 2) А.И. Матвеев. Рабочая тетрадь по курсу обществознания: 7 класс. - М.: Просвещение, 2009; 3) Лазебникова Л.Н. Обществознание Репетитор М. 2010 г 4) Электронные журналы: Ceo, История России, Мир истории 5) Электронные энциклопедии: «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия», Википедия, М ультимедийные энциклопедии по истории России; Мультимедийная энциклопедия « Культура России» 6)Презентации по темам 1. Ресурсы сайта ФЦИОР 2. Ресурсы сайта ЕКЦОР 3. Мультимедиа-комплект «1С: Репетитор. Обществознание»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Пичаевская средняя общеобразовательная школа
Календарно – тематическое планирование по обществознанию в 7 классе (34 часа, 1 час в неделю) учителя обществознания Кузьминой Татьяны Анатольевны
Программа Л.Н.Боголюбова
Учебник: Обществознание 7 класс Л. Н. Боголюбов
2012 – 2013 учебный год
Календарно- тематическое планирование по обществознанию в 7 классе 34ч.
№ п/п Тема урока Дата по плану Дата фактического проведения Приме- чание Глава 1. Человек среди людей 6 (ч.) 1 Введение .Отношения между людьми 2 Ты и твои товарищи 3 Зачем люди общаются . 4 5 Почему нужно быть терпимым. 6 Глава 2. Человек и закон 11(ч.) 7 Что значит жить по правила 8 Права и обязанности граждан
9 10 Почему важно соблюдать закон 11 Защита Отечества 12 Что такое дисциплина 13 14 Виноват - отвечай
15 Кто стоит на страже закона
16 17 Повторительно-обобщающий урок Глава 3. Человек и экономика 12( ч.) 18 Экономика и ее основные участники 19 Золотые руки работника
20 Производство: затраты, выручка, прибыль. 21 22 Виды и формы бизнеса 23 24 25 Обмен, торговля, реклама 26 Деньги, их функции 27 28 Экономика семьи 29 Повторительно-обобщающий урок Глава 4. Человек и природа 4 (ч.) 30 Воздействие человека на природу 31 Охранять природу – значит охранять жизнь 32 33 Закон на страже природы
34 Итоговое повторение
|