Пятница, 11.07.2025, 16:09
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт учителя истории Трусовой М.И.

Меню сайта
Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов

Главная » Файлы » Мои файлы

Рабочая программа по обществознанию для 8 класса
[ Скачать с сервера (133.5 Kb) ] 17.01.2014, 00:08
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
 Пичаевская средняя общеобразовательная школа


 Утверждена приказом образовательного учреждения     ________________________________
                                                                                                                    Дата, номер приказа
                                 

                                                                        Директор школы: _________________  С.М. Акатушев

                                                       





Рабочая программа

по обществознанию для 8 класса 


Автор: Трусова Марина Ивановна

Рассмотрена на заседании межшкольного 
методического объединения     __________________________
                                                                                      Дата, номер протокола                                                                              
Руководитель межшкольного 
методического объединения:     _______________________________ Т.А.Кузьмина

Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании межшкольного 
методического совета               __________________________
                                                                                      Дата, номер протокола                                                                                

Председатель  межшкольного 
методического совета:                 _______________________________ Г.Н. Акатушева





2012 – 2013 учебный год



Пояснительная записка
            Данная рабочая программа разработана на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования и программы основного общего образования по обществознанию Л. Н. Боголюбова. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем Государственного образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса.

Общая характеристика учебного предмета.
Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, человек в обществе, правовое регулирование общественных отношений.  В содержание курса входят социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; правовые нормы, регулирующие отношения людей во всех областях жизни общества; система гуманистических и демократических ценностей.
 Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важный элемент содержания учебного предмета обществознания – опыт познавательной и практической деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике.

Изучение обществознания направлено на достижение следующих
 целей:
- создание условий для социализации личности;
- формирование научных представлений, которые составляют первоначальные основы нравственной, правовой экономической, политической и экологической культуры;
- содействие воспитанию гражданственности учащихся на гуманистические и демократические ценности;
- развитие умений ориентироваться в потоке разнообразной информации и типичных жизненных ситуациях.
- развитие личности в ответственный период социального взрасления, её познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе и правовой) информации и определения собственной позиции; развитие нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
- освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации в обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
- овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных социальных ролях, характерных для подросткового возраста;
- формирование опыта применения полученных знаний для решений типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; в межличностных отношениях, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.
           Данная  программа выполняет две основные  ф у н к ц и и.
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

Рабочая программа предусматривает формирование у учащих¬ся общеучебных умений и навыков,  универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом на¬правлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования явля¬ются:
-  умение сознательно организовывать свою познава¬тельную деятельность (от постановки цели до  получения и оценки результата);
- владение такими видами публичных выступлений, как высказывание, монолог, дискуссия; следование эти¬ческим нормам и правилам ведения диалога;
-выполнение познавательных и практических зада¬ний, в том числе с использованием проектной  деятельнос¬ти, на уроках и в доступной социальной практике, рас¬считанных на:
—   использование элементов причинно-следственного анализа;
—   исследование несложных реальных связей и зависи¬мостей;
—   определение сущностных характеристик изучаемого объекта;
—   выбор верных критериев для сравнения, сопоставле¬ния, оценки объектов;
—   поиск и извлечение нужной информации по задан¬ной теме в адаптированных источниках различного типа;
—   объяснение изученных положений на конкретных примерах;
—   оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том чис¬ле для корректировки собственного поведения в окружа¬ющей среде, следование в повседневной жизни этическим и правовым нормам, выполнение экологических требова¬ний;
—   определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Перечисленные познавательные и практические зада¬ния предполагают использование компьютерных техноло¬гий для обработки, передачи информации, презентации результатов познавательной и практической деятельнос¬ти.
Курс призван помочь выпускникам основной школы сделать осознанный выбор путей продолжения образова¬ния или будущей профессиональной деятельности.
 
Место предмета в базисном учебном плане.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 136 часов для обязательного изучения учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования. В том числе в 8 классе 34 часа, из расчета 1 учебный час в неделю.

Основные требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения курса обществознания (включая экономику и право) обучающийся должен
знать/понимать:
- основные обществоведческие термины, т.е. распознавать их в различном контексте и правильно использовать в устной и письменной речи;
- называть (перечислять) изученные социальные явления и объекты или их существенные свойства;
- социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
- сущность общества как формы совместной деятельности людей;
- характерные черты основных сфер жизни общества;
- содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;
уметь:
- описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
- сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выделять их общие черты и различия;
- объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействие общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства);
- приводить примеры социальных объектов определенного типа; социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
- оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
- решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;
- осуществлять поиск социальной информации по заданной теме, используя различные носители (СМИ, учебный текст и т.д.); различать в социальной информации факты и мнения;
-самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (заявления, доверенности);
- объяснять (интерпретировать) изученные социальные явления и процессы, т.е. раскрывать их устойчивые связи как внутренние, так и внешние;
- давать оценку изученных социальных объектов и процессов, т.е. высказывать суждения об их ценности, уровне или назначении. 
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
- общей ориентации в актуальных в актуальных общественных событиях и процессах;
- нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
- первичного анализа и использования социальной информации;
- сознательного неприятия антиобщественного поведения.


СОДЕРЖАНИЕ  РАБОЧЕЙ  ПРОГРАММЫ

           Введение   (1 ч.)
Глава 1. Что такое человек (9часов)
Что делает человека человеком? Жизнь – великое чудо. Зачем человек рождается Отличие человека от других живых существ. Мышление и речь. Как человек реализует себя. Природное и общественное в человеке. Способность человека к творчеству
Что человеку нужно? Потребности. Иерархическая теория потребностей А. Маслоу. Понятия: потребности, классификация потребностей, биологические потребности, культурные потребности, социальные потребности, духовные потребности.
Ваши способности в вашей власти. Ординарные и неординарные способности. Способность, талант. Гениальность. Характер и сила воли.
Человек и человечность. Мораль и гуманизм. Моральные нормы и поступки людей.
Человек и культура. Культура подлинная и мнимая. Культура творческая и культура потребления. Культура народа и культура человека. Приобщение к культуре. Культура чувств и культура общения. Приобщение к мировой культуре- необходимое условие человеческого существования
Человек познает мир. Познание. Органы чувств, которые помогают человеку познавать мир. Формирование образа Я. Многообразие познавательных возможностей человека.
Вечные вопросы. Человек. Личность. Кто Я? Зачем я живу? Что останется после меня?

В ходе изучения раздела учащийся должен
знать/понимать:
       Понятия:  «сознание», «потребности», «культура», «мышление», «личность»;
      - знать какие качества характеризуют личность;
      - основные, характерные черты подросткового возраста;
      - что такое «деятельность», характеризовать основные черты деятельности;
    уметь:
   -  работать с учебником, называть основные виды деятельности человека; 
   - сравнивать различные уровни проявления способностей;
   - объяснять взаимосвязь свободы и ответственности;
   - Характеризовать понятие «человек»;
   - характеризовать понятие «личность»;
   - характеризовать самопознание;
   - характеризовать общение;
   - приводить примеры потребностей человека;
   - приводить примеры проявления ответственности;
Глава 2. Человек и природа (5часов)
Природа. общество, человек.  Природа, биосфера, ионосфера, общество. Моральные нормы, взаимодействие человека с окружающей природной средой.
У роковой черты. Влияние хозяйственной деятельности человека на окружающую среду. Прогрессирующее загрязнение природы. Экологические кризисы. Особенности современной экологической ситуации.
Природа под охраной государства. Наши экологические права и обязанности. Как закон охраняет природу. Экология и нравственность. Общественные движения в защиту природы. Экологическое право, экологические права и обязанности, объекты природоохранной деятельности. Ответственность за экологические правонарушения.

В ходе изучения раздела учащийся должен
знать/понимать:
Понятия: «природа», «мораль», «моральные нормы», «экология и нравственность», «экологический кризис»;
уметь:
- объяснять взаимосвязь природы и общества;
- характеризовать глобальные проблемы человечества;
- объяснять правила граждан в сфере экологической безопасности;
- определять пути выхода из экологического кризиса;
- уметь анализировать, делать выводы.
Глава 3. Человек среди людей (7часов)
Межличностные отношения. Особенности межличностных отношений. Знакомство. Приятельство, товарищество. Симпатия и антипатия.
Радости и сложности общения. Необходимость общения для человека. Содержание, форма и культура общения со сверстниками и взрослыми людьми. Конфликтные ситуации и способы их решения. 
Малая группа. Понятие о малой группе. Виды малых групп по видам деятельности. Группы временные и постоянные. Самочувствие человека в группе. Динамические процессы в группе. Групповые нормы, санкции. Роль лидера в малой группе. Групповой эгоизм и конформизм.
Бесценный дружеский союз. Дружба как межличностные отношения. Юношеский идеал дружбы. Несовместимость дружбы с эгоизмом. Дружба, групповая солидарность.
Самое утреннее из чувств. Любовь - сложнейшее человеческое чувство. Любовь и другие чувства. Дружба.
Психологический климат в семье. Семья как малая группа. Межличностные отношения в семье. Семейный долг и семейные обязанности. Семья как источник человеческого счастья.

В ходе изучения раздела учащийся должен
знать/понимать:
- понятия: «малая группа», «любовь», «дружба»; 
уметь:
-  анализировать, делать выводы;
- характеризовать роль лидера в малой группе;
- называть основные нормы семейной этики;
- характеризовать семью как малую группу;
- приводить примеры больших и малых социальных групп;
Глава 4. Человек в обществе (12 часов)
Человек и общество , основные сферы общественной жизни. виды обществ. Социальные нормы. Традиционное, индустриальное и постиндустриальное общество. Изменение положения человека в обществе в процессе развития.
От хозяйства Робинзона к экономике. Как рождается экономика. Экономическая сфера общества: понятия и основные элементы. Техника и технология. НТР и ее социальные последствия.
Человек в мире экономических отношений. Потребности и ресурсы: проблема выбора. Факторы производства. Главные ресурсы экономики. «Невидимая рука» рынка.
Государство и экономика. Роль государства в регулировании экономики. Налоговая система. Государственный бюджет. Статьи расхода, дефицит бюджета.
Социальная сфера жизни общества. Социальная структура и социальное неравенство. Социальные группы. Социальный статус. Современный этап социального развития. Социальная роль. Социальный конфликт. 
Нации и межнациональные отношения. Этнические общности. Понятие «нация». Отношение к  истории и традициям народа. Межнациональные отношения в современном обществе. Этнос, нации, национальность, племя, народность, культура межнациональных отношений.
Связь поколений. Понятие о поколениях. Связь поколений. Конфликт поколений. Детство - особый период в жизни человека. Защита прав человека. 
Политика и политическая жизнь. Политическая сфера общества. Политическая власть. Политические организации. Роль политики в жизни общества. Политика – дело каждого. Условия успешной политической деятельности.
Гражданин и государство. Происхождение государства. Государство, в котором мы живем. Гражданство. Становление правового государства. Государство, суверенитет. Монархия, республика.
Культура. Наука. Искусство. Духовная и материальная культура. Наука. Художественное творчество. Истина. Сокровища человека и человечества. Понятие «культура»
Человек и выбор жизненного пути. Выбор жизненного пути. Адаптация. Индивидуализация. Интеграция.
Современный мир. Многообразие современного мира. Глобальные проблемы современности. Пути решения мировых проблем. Единение мира.

В ходе изучения раздела учащийся должен
знать/понимать:
- понятия: «экономика», «социальные нормы», «нация», «этнос», «племя». «народность», «политика», «истина». «интеграция»;
Уметь:
- называть способы воздействия государства на экономику;
- сравнивать основные формы собственности;
- объяснять роль экономики в жизни общества;
- объяснять причины безработицы;
- характеризовать ограниченность ресурсов;
- характеризовать рыночную экономику;
- анализировать информацию, отвечать на вопросы;
- высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные.

















УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п Содержание учебного материала Количество часов Формы контроля
Всего Теория Практика
Вводный урок 1 1

1. Глава 1. Что такое человек 9 8 1 Тестирование
2. Глава 2. Человек и природа 5 4 1 Тестирование 
3. Глава 3. Человек среди людей 7 6 1 Тестирование
4 Глава 4. Человек в обществе 12 11 1 Контрольная работа
Итого : 34 30 4



ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения обществознания ученик    должен:
знать/понимать:
-  социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
-  сущность общества как формы совместной деятельности людей;
-  характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;
-  уметь:
-  описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
-  сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие чер¬ты и различия;
-  объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействие общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства);
-  приводить примеры социальных объектов определенного типа; социальных отношений,  регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных
-  оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациона
-  решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;
-  осуществлять поиск социальной информации по заданной теме, используя  различные  носители (СМИ, учебный текст и т.д.); различать в социальной информации факты и мнения;
-  самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (заявления, доверенности);
-  использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности  и   повседневной жизни для:
-  полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
-  общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
-  нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
-  реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
-  первичного анализа и использования социальной информации;
-  сознательного неприятия антиобщественного поведения.
 
 
 


ЛИТЕРАТУРА 


Учебно-методический комплект
1. Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкий, Л.Ф. Иванова. Обществознание. 6-9 класс. Программы общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2010 г.
2. Л.Н. Боголюбов. Обществознание. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учрежданий.М.: Просвещение, 2010 г.
3. Л.Н. Боголюбов. Обществознание. 8 класс. Поурочные разработки. М.: Просвещение, 2010г.
4. О. А. Котова , Т.Е. Лискова. Обществознание. 8 класс. Рабочая тетрадь. М.: Просвещение, 2010г.

Литература для учителя:
Кашанина Т. В., Кашанин А. В. Основы российского права. — М., 2001. 
Кравченко А. И. Социология и политология: Учеб. пособие.— М., 2009 
Нерсесянц В. С. Общая теория права и государства.— М., 2008. 
Права человека/Под ред. Е. А. Лукашевой.— М., 2009. 

Литература для обучающихся:
Иоффе А. Н., Кишенкова, О. В. Тырин С. В. Введение в обществознание: 8 ил.— М., 2002. 
Липсиц И. В. Экономика без тайн.— М., 2008. 
Мушинский В. О. Обществозвание: 8 кл.— Ч. 1.— М., 2010. 
Человек, природа, общество: Учеб. пособие для учащихся гимназий, лицеев, школ и классов 
с углубл. изуч. социально-гуманитарных дисциплин/Под ред. Л. Н. Боголюбова и
 Л. Ф. Ивановой.— М., 2007. 


Образовательные диски:
Обществознание.8-11 класс. Мультимедийное учебное пособие. Авторы:Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая, А.И.Матвеев и др.- «Новый диск», 2007
Подготовка к выпускным экзаменам. Тесты по обществознанию.- «Диполь», 2010.
Государственная символика России. История и современность. – Центр наглядных средств обучения МО РФ, 2009.
http:// www.rustest.ru (Федеральный центр тестирования)





















Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Пичаевская средняя общеобразовательная школа












Календарно – тематическое планирование
по обществознанию в 8 классе
 (34 часа, 1 час в неделю)
учителя обществознания
Трусовой Марины Ивановны


Программа Л.Н.Боголюбова

Учебник:  Обществознание 8-9 класс
Л.Н.Боголюбова


















2012 – 2013 учебный год

Календарно- тематическое планирование

№ урока Тема  урока Дата по плану Дата 
фактическ.
проведения. Примечание

1
Вводный урок  1 (ч.)
                  Глава 1. Что такое человек   (9 ч.)
2 Что делает человека человеком
3 Что человеку нужно?
4 Ваши способности в вашей власти
5 Человек и человечность
6 Человек и культура
7 Человек познает мир
8 Вечные вопросы
9 Что такое человек?
10 Повторительно-обобщающий урок
                    Глава 2. Человек и природа   ( 5ч.)
11 Природа, общество, человек.
12 У роковой черты.
13 Природа под охраной государства.
14 Человек и природа
15 Повторительно-обобщающий урок
                   Глава 3. Человек среди людей  ( 7ч. )
16 Межличностные отношения
17 Радости и сложности общения.  Малая группа
18 Бесценный дружеский союз
19 Самое утреннее из чувств
20 Психологический климат в семье
21 Человек среди людей
22 Повторительно-обобщающий урок
                   Глава 4. Человек в обществе  12 (ч. )
23 Человек и общество
24 От хозяйства Робинзона к экономике
25 Человек в мире экономических отношений
26 Государство и экономика
27 Социальная сфера жизни общества
28 Нации и межнациональные отношения.
Связь поколений.
29 Политика и политическая жизнь
30 Гражданин и государство
31 Культура. Наука. Искусство
32 Человек и выбор жизненного пути
33 Современный мир.
34 Повторительно-обобщающий урок










































Категория: Мои файлы | Добавил: trusow
Просмотров: 315 | Загрузок: 10 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск

Copyright MyCorp © 2025
Бесплатный хостинг uCoz