Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Пичаевская средняя общеобразовательная школа
Утверждена приказом образовательного учреждения ________________________________ Дата, номер приказа
Директор школы: _________________ С.М. Акатушев
Рабочая программа
по обществознанию для 8 класса
Автор: Трусова Марина Ивановна
Рассмотрена на заседании межшкольного методического объединения __________________________ Дата, номер протокола Руководитель межшкольного методического объединения: _______________________________ Т.А.Кузьмина
Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании межшкольного методического совета __________________________ Дата, номер протокола
Председатель межшкольного методического совета: _______________________________ Г.Н. Акатушева
2012 – 2013 учебный год
Пояснительная записка Данная рабочая программа разработана на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования и программы основного общего образования по обществознанию Л. Н. Боголюбова. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем Государственного образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса.
Общая характеристика учебного предмета. Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, человек в обществе, правовое регулирование общественных отношений. В содержание курса входят социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; правовые нормы, регулирующие отношения людей во всех областях жизни общества; система гуманистических и демократических ценностей. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важный элемент содержания учебного предмета обществознания – опыт познавательной и практической деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике.
Изучение обществознания направлено на достижение следующих целей: - создание условий для социализации личности; - формирование научных представлений, которые составляют первоначальные основы нравственной, правовой экономической, политической и экологической культуры; - содействие воспитанию гражданственности учащихся на гуманистические и демократические ценности; - развитие умений ориентироваться в потоке разнообразной информации и типичных жизненных ситуациях. - развитие личности в ответственный период социального взрасления, её познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе и правовой) информации и определения собственной позиции; развитие нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации; - воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации; - освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации в обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина; - овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных социальных ролях, характерных для подросткового возраста; - формирование опыта применения полученных знаний для решений типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; в межличностных отношениях, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях. Данная программа выполняет две основные ф у н к ц и и. Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета. Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.
Рабочая программа предусматривает формирование у учащих¬ся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом на¬правлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования явля¬ются: - умение сознательно организовывать свою познава¬тельную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата); - владение такими видами публичных выступлений, как высказывание, монолог, дискуссия; следование эти¬ческим нормам и правилам ведения диалога; -выполнение познавательных и практических зада¬ний, в том числе с использованием проектной деятельнос¬ти, на уроках и в доступной социальной практике, рас¬считанных на: — использование элементов причинно-следственного анализа; — исследование несложных реальных связей и зависи¬мостей; — определение сущностных характеристик изучаемого объекта; — выбор верных критериев для сравнения, сопоставле¬ния, оценки объектов; — поиск и извлечение нужной информации по задан¬ной теме в адаптированных источниках различного типа; — объяснение изученных положений на конкретных примерах; — оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том чис¬ле для корректировки собственного поведения в окружа¬ющей среде, следование в повседневной жизни этическим и правовым нормам, выполнение экологических требова¬ний; — определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения. Перечисленные познавательные и практические зада¬ния предполагают использование компьютерных техноло¬гий для обработки, передачи информации, презентации результатов познавательной и практической деятельнос¬ти. Курс призван помочь выпускникам основной школы сделать осознанный выбор путей продолжения образова¬ния или будущей профессиональной деятельности. Место предмета в базисном учебном плане. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 136 часов для обязательного изучения учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования. В том числе в 8 классе 34 часа, из расчета 1 учебный час в неделю.
Основные требования к уровню подготовки обучающихся В результате изучения курса обществознания (включая экономику и право) обучающийся должен знать/понимать: - основные обществоведческие термины, т.е. распознавать их в различном контексте и правильно использовать в устной и письменной речи; - называть (перечислять) изученные социальные явления и объекты или их существенные свойства; - социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми; - сущность общества как формы совместной деятельности людей; - характерные черты основных сфер жизни общества; - содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения; уметь: - описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли; - сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выделять их общие черты и различия; - объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействие общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства); - приводить примеры социальных объектов определенного типа; социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах; - оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности; - решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека; - осуществлять поиск социальной информации по заданной теме, используя различные носители (СМИ, учебный текст и т.д.); различать в социальной информации факты и мнения; -самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (заявления, доверенности); - объяснять (интерпретировать) изученные социальные явления и процессы, т.е. раскрывать их устойчивые связи как внутренние, так и внешние; - давать оценку изученных социальных объектов и процессов, т.е. высказывать суждения об их ценности, уровне или назначении. использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей; - общей ориентации в актуальных в актуальных общественных событиях и процессах; - нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей; - реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей; - первичного анализа и использования социальной информации; - сознательного неприятия антиобщественного поведения.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Введение (1 ч.) Глава 1. Что такое человек (9часов) Что делает человека человеком? Жизнь – великое чудо. Зачем человек рождается Отличие человека от других живых существ. Мышление и речь. Как человек реализует себя. Природное и общественное в человеке. Способность человека к творчеству Что человеку нужно? Потребности. Иерархическая теория потребностей А. Маслоу. Понятия: потребности, классификация потребностей, биологические потребности, культурные потребности, социальные потребности, духовные потребности. Ваши способности в вашей власти. Ординарные и неординарные способности. Способность, талант. Гениальность. Характер и сила воли. Человек и человечность. Мораль и гуманизм. Моральные нормы и поступки людей. Человек и культура. Культура подлинная и мнимая. Культура творческая и культура потребления. Культура народа и культура человека. Приобщение к культуре. Культура чувств и культура общения. Приобщение к мировой культуре- необходимое условие человеческого существования Человек познает мир. Познание. Органы чувств, которые помогают человеку познавать мир. Формирование образа Я. Многообразие познавательных возможностей человека. Вечные вопросы. Человек. Личность. Кто Я? Зачем я живу? Что останется после меня?
В ходе изучения раздела учащийся должен знать/понимать: Понятия: «сознание», «потребности», «культура», «мышление», «личность»; - знать какие качества характеризуют личность; - основные, характерные черты подросткового возраста; - что такое «деятельность», характеризовать основные черты деятельности; уметь: - работать с учебником, называть основные виды деятельности человека; - сравнивать различные уровни проявления способностей; - объяснять взаимосвязь свободы и ответственности; - Характеризовать понятие «человек»; - характеризовать понятие «личность»; - характеризовать самопознание; - характеризовать общение; - приводить примеры потребностей человека; - приводить примеры проявления ответственности; Глава 2. Человек и природа (5часов) Природа. общество, человек. Природа, биосфера, ионосфера, общество. Моральные нормы, взаимодействие человека с окружающей природной средой. У роковой черты. Влияние хозяйственной деятельности человека на окружающую среду. Прогрессирующее загрязнение природы. Экологические кризисы. Особенности современной экологической ситуации. Природа под охраной государства. Наши экологические права и обязанности. Как закон охраняет природу. Экология и нравственность. Общественные движения в защиту природы. Экологическое право, экологические права и обязанности, объекты природоохранной деятельности. Ответственность за экологические правонарушения.
В ходе изучения раздела учащийся должен знать/понимать: Понятия: «природа», «мораль», «моральные нормы», «экология и нравственность», «экологический кризис»; уметь: - объяснять взаимосвязь природы и общества; - характеризовать глобальные проблемы человечества; - объяснять правила граждан в сфере экологической безопасности; - определять пути выхода из экологического кризиса; - уметь анализировать, делать выводы. Глава 3. Человек среди людей (7часов) Межличностные отношения. Особенности межличностных отношений. Знакомство. Приятельство, товарищество. Симпатия и антипатия. Радости и сложности общения. Необходимость общения для человека. Содержание, форма и культура общения со сверстниками и взрослыми людьми. Конфликтные ситуации и способы их решения. Малая группа. Понятие о малой группе. Виды малых групп по видам деятельности. Группы временные и постоянные. Самочувствие человека в группе. Динамические процессы в группе. Групповые нормы, санкции. Роль лидера в малой группе. Групповой эгоизм и конформизм. Бесценный дружеский союз. Дружба как межличностные отношения. Юношеский идеал дружбы. Несовместимость дружбы с эгоизмом. Дружба, групповая солидарность. Самое утреннее из чувств. Любовь - сложнейшее человеческое чувство. Любовь и другие чувства. Дружба. Психологический климат в семье. Семья как малая группа. Межличностные отношения в семье. Семейный долг и семейные обязанности. Семья как источник человеческого счастья.
В ходе изучения раздела учащийся должен знать/понимать: - понятия: «малая группа», «любовь», «дружба»; уметь: - анализировать, делать выводы; - характеризовать роль лидера в малой группе; - называть основные нормы семейной этики; - характеризовать семью как малую группу; - приводить примеры больших и малых социальных групп; Глава 4. Человек в обществе (12 часов) Человек и общество , основные сферы общественной жизни. виды обществ. Социальные нормы. Традиционное, индустриальное и постиндустриальное общество. Изменение положения человека в обществе в процессе развития. От хозяйства Робинзона к экономике. Как рождается экономика. Экономическая сфера общества: понятия и основные элементы. Техника и технология. НТР и ее социальные последствия. Человек в мире экономических отношений. Потребности и ресурсы: проблема выбора. Факторы производства. Главные ресурсы экономики. «Невидимая рука» рынка. Государство и экономика. Роль государства в регулировании экономики. Налоговая система. Государственный бюджет. Статьи расхода, дефицит бюджета. Социальная сфера жизни общества. Социальная структура и социальное неравенство. Социальные группы. Социальный статус. Современный этап социального развития. Социальная роль. Социальный конфликт. Нации и межнациональные отношения. Этнические общности. Понятие «нация». Отношение к истории и традициям народа. Межнациональные отношения в современном обществе. Этнос, нации, национальность, племя, народность, культура межнациональных отношений. Связь поколений. Понятие о поколениях. Связь поколений. Конфликт поколений. Детство - особый период в жизни человека. Защита прав человека. Политика и политическая жизнь. Политическая сфера общества. Политическая власть. Политические организации. Роль политики в жизни общества. Политика – дело каждого. Условия успешной политической деятельности. Гражданин и государство. Происхождение государства. Государство, в котором мы живем. Гражданство. Становление правового государства. Государство, суверенитет. Монархия, республика. Культура. Наука. Искусство. Духовная и материальная культура. Наука. Художественное творчество. Истина. Сокровища человека и человечества. Понятие «культура» Человек и выбор жизненного пути. Выбор жизненного пути. Адаптация. Индивидуализация. Интеграция. Современный мир. Многообразие современного мира. Глобальные проблемы современности. Пути решения мировых проблем. Единение мира.
В ходе изучения раздела учащийся должен знать/понимать: - понятия: «экономика», «социальные нормы», «нация», «этнос», «племя». «народность», «политика», «истина». «интеграция»; Уметь: - называть способы воздействия государства на экономику; - сравнивать основные формы собственности; - объяснять роль экономики в жизни общества; - объяснять причины безработицы; - характеризовать ограниченность ресурсов; - характеризовать рыночную экономику; - анализировать информацию, отвечать на вопросы; - высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п Содержание учебного материала Количество часов Формы контроля Всего Теория Практика Вводный урок 1 1
1. Глава 1. Что такое человек 9 8 1 Тестирование 2. Глава 2. Человек и природа 5 4 1 Тестирование 3. Глава 3. Человек среди людей 7 6 1 Тестирование 4 Глава 4. Человек в обществе 12 11 1 Контрольная работа Итого : 34 30 4
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения обществознания ученик должен: • знать/понимать: - социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми; - сущность общества как формы совместной деятельности людей; - характерные черты и признаки основных сфер жизни общества; содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения; - уметь: - описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли; - сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие чер¬ты и различия; - объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействие общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства); - приводить примеры социальных объектов определенного типа; социальных отношений, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных - оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациона - решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека; - осуществлять поиск социальной информации по заданной теме, используя различные носители (СМИ, учебный текст и т.д.); различать в социальной информации факты и мнения; - самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (заявления, доверенности); - использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей; - общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах; - нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей; - реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей; - первичного анализа и использования социальной информации; - сознательного неприятия антиобщественного поведения.
ЛИТЕРАТУРА
Учебно-методический комплект 1. Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкий, Л.Ф. Иванова. Обществознание. 6-9 класс. Программы общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2010 г. 2. Л.Н. Боголюбов. Обществознание. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учрежданий.М.: Просвещение, 2010 г. 3. Л.Н. Боголюбов. Обществознание. 8 класс. Поурочные разработки. М.: Просвещение, 2010г. 4. О. А. Котова , Т.Е. Лискова. Обществознание. 8 класс. Рабочая тетрадь. М.: Просвещение, 2010г.
Литература для учителя: Кашанина Т. В., Кашанин А. В. Основы российского права. — М., 2001. Кравченко А. И. Социология и политология: Учеб. пособие.— М., 2009 Нерсесянц В. С. Общая теория права и государства.— М., 2008. Права человека/Под ред. Е. А. Лукашевой.— М., 2009.
Литература для обучающихся: Иоффе А. Н., Кишенкова, О. В. Тырин С. В. Введение в обществознание: 8 ил.— М., 2002. Липсиц И. В. Экономика без тайн.— М., 2008. Мушинский В. О. Обществозвание: 8 кл.— Ч. 1.— М., 2010. Человек, природа, общество: Учеб. пособие для учащихся гимназий, лицеев, школ и классов с углубл. изуч. социально-гуманитарных дисциплин/Под ред. Л. Н. Боголюбова и Л. Ф. Ивановой.— М., 2007.
Образовательные диски: Обществознание.8-11 класс. Мультимедийное учебное пособие. Авторы:Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая, А.И.Матвеев и др.- «Новый диск», 2007 Подготовка к выпускным экзаменам. Тесты по обществознанию.- «Диполь», 2010. Государственная символика России. История и современность. – Центр наглядных средств обучения МО РФ, 2009. http:// www.rustest.ru (Федеральный центр тестирования)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Пичаевская средняя общеобразовательная школа
Календарно – тематическое планирование по обществознанию в 8 классе (34 часа, 1 час в неделю) учителя обществознания Трусовой Марины Ивановны
Программа Л.Н.Боголюбова
Учебник: Обществознание 8-9 класс Л.Н.Боголюбова
2012 – 2013 учебный год
Календарно- тематическое планирование
№ урока Тема урока Дата по плану Дата фактическ. проведения. Примечание
1 Вводный урок 1 (ч.) Глава 1. Что такое человек (9 ч.) 2 Что делает человека человеком 3 Что человеку нужно? 4 Ваши способности в вашей власти 5 Человек и человечность 6 Человек и культура 7 Человек познает мир 8 Вечные вопросы 9 Что такое человек? 10 Повторительно-обобщающий урок Глава 2. Человек и природа ( 5ч.) 11 Природа, общество, человек. 12 У роковой черты. 13 Природа под охраной государства. 14 Человек и природа 15 Повторительно-обобщающий урок Глава 3. Человек среди людей ( 7ч. ) 16 Межличностные отношения 17 Радости и сложности общения. Малая группа 18 Бесценный дружеский союз 19 Самое утреннее из чувств 20 Психологический климат в семье 21 Человек среди людей 22 Повторительно-обобщающий урок Глава 4. Человек в обществе 12 (ч. ) 23 Человек и общество 24 От хозяйства Робинзона к экономике 25 Человек в мире экономических отношений 26 Государство и экономика 27 Социальная сфера жизни общества 28 Нации и межнациональные отношения. Связь поколений. 29 Политика и политическая жизнь 30 Гражданин и государство 31 Культура. Наука. Искусство 32 Человек и выбор жизненного пути 33 Современный мир. 34 Повторительно-обобщающий урок
|