Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Пичаевская средняя общеобразовательная школа
ТЕМА: «Технологии развития критического мышления в свете современного исторического образования»
Учитель истории и обществознания МБОУ Пичаевской СОШ Трусова Марина Ивановна «Знания только тогда становятся знаниями, когда они приобретены усилиями мысли, а не памяти». Л.Н.Толстой Важнейшей задачей современной системы образования в условиях ФГОС является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «научить учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию, создание наиболее благоприятных условий для развития личности школьника как индивидуальности. Поэтому, одной из актуальных проблем (важной не только для российской школы, педагогического сообщества, но и для общества в целом) является определение перспективной стратегии развития системы школьного исторического образования в условиях введения новых образовательных стандартов и информационной революции. Если ранее образование было построено путем трансляции учителем информации, то в связи с введением ФГОС главным становится формирование умения учащихся учиться самостоятельно. Добиться этого опираясь на традиционные методы обучения, невозможно. Сегодня мы должны осознать, понять и признать творческую природу личности каждого ученика, наличие в ней внутренней активности. Сегодня ребенка развиваем не мы, а он развивает себя сам. Процесс приобретения знаний, формирования умений и навыков превращается из цели в средство развития личности ребенка. Перед учителем встает множество проблем: как можно добиться проявления внутренней активности учащихся; как мотивировать учебную деятельность; как помочь учащимся овладеть способами самостоятельной работы? Для разрешения этих проблем нужны новые технологии, позволяющие сделать процесс обучения гуманистически ориентированным. Поэтому меняется не только время, но и подходы в системе образования. Согласно ФГОС, владение педагогами современной методикой преподавания и педагогическими технологиями, является одной из значимых целей модернизации отечественной системы образования. Такой технологией для меня является технология развития критического мышления. Суть данной методики заключается в освоении учащимися активных способов мышления и активных способов работы с информацией, тем самым, пробуждение в них интереса к исследовательской работе, умение обобщить приобретенные знания. Технология развития критического мышления предусматривает «проблемный» характер обучения: учащиеся должны иметь возможность самостоятельно «открывать» знание и четко понимать, для чего это знание им нужно, как им можно воспользоваться для решения разнообразных жизненных проблем. Мыслительный процесс начинается тогда, когда возникает задача или проблема, у которой нет готового способа решения. Каждый учащийся должен научиться осуществлять хотя бы несколько мыслительных действий: анализировать, сравнивать, приводить аргументы «за» или «против». Использование мною ТРКМ помогает учащимся на уроках истории и обществознания вырабатывать: умение выражать свои мысли; умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений; умение решать проблемы; способность самостоятельно заниматься своим обучением; умение сотрудничать и работать в группе; способность выстраивать взаимоотношения с другими людьми. Основа технологии развития критического мышления - трехфазовая структура урока. Для работы на первом этапе я применяю такие приемы как: маркировочная таблица «ЗХУ», «Толстые» и «тонкие» вопросы, «Кластер», «Верите ли вы?» 1 этап: фаза «Вызов» (использование приема «ЗХУ» - работа с таблицей). Задачи: 1.Актуализация знаний и смыслов. Заполняя графу «Знаем» учащиеся составляют список знаний, обсуждают их и обобщают. 2.Пробуждение познавательного интереса. Заполняя графу «Хотим узнать», учащиеся формулируют свои познавательные запросы, которые, соответственно, порождают мотивацию к их удовлетворению. 3.Определение направления в изучении темы. Учащиеся самостоятельно ставят цели; определяют основные понятия и направления изучаемой темы. С целью экономии времени, организую работу на рабочих листах. Затем называю тему урока и спрашиваю учащихся, что они об этом уже знают. Анализируем все знакомые слова из названия новой темы и их значение. Полученные данные учащиеся заносят в колонку «Знаем». Из слов, которые остались незнакомые, учащиеся формулируют проблемные вопросы и записывают их в колонку «Хотим узнать». Анализируя запись из колонки «Хотим узнать» учащиеся формулируют цели урока. В конце урока (или по ходу рассмотрения проблемных вопросов) учащиеся самостоятельно заполняют третью колонку «Узнали» (урок истории в 5 классе по теме: «Вавилонский царь Хаммурапи и его законы» с использованием приема «ЗХУ» см. презентация). По ходу урока я делаю акцент на овладение историческим материалом во время урока, а не дома (дома сильный учащийся может изучить дополнительный интересный материал, поработать с проблемным заданием, слабый - повторить изученное, выполнить индивидуальное задание). 2 этап: фаза «Реализации смысла (осмысление)» Задачи: 1. Активное восприятие информации. Слушая сообщение, работая самостоятельно с текстом учебника или документов, учащиеся отбирают ту информацию, которая им была необходима для удовлетворения своих познавательных запросов, связанных с темой. 2. Сопоставление нового и старого знания. Это основная стадия, поскольку именно на этой стадии учащимся предъявляется новый учебный материал, именно на этом этапе они вступают в контакт с новой информацией, с новыми идеями. На этом этапе усвоение материала должно осуществляться посредством его осмысления. Задачи учителя на стадии осмысления: -поддерживать интерес учащихся к теме при непосредственной работе с новой информацией; -подготовить познавательные задания для обеспечения активной интеллектуальной деятельности. На данном этапе могут применятся такие приемы как: работа с маркировочной таблицей «ЗХУ», составление «Кластера», прием «Инсерт» модель «Планеты и ее спутники», «Фишбоун». Работу с применением данных приемов на стадии «осмысления» я организую в группах. Остановлюсь подробнее на приеме «Фишбоун» по теме: Вавилонский царь Хаммурапи и его законы». Учащиеся получают рабочий лист №2 и карточки с заданиями. Задачи: 1.Активное восприятие информации. Учащиеся самостоятельно работают с текстом документов из «Законов царя Хаммурапи" и заполняют схему «фишбоун» (каждая группа заполняет свою кость) 2. Обмен полученной информацией (выступает каждая группа) Особенности данного приема. Прием «Фишбоун» я использую при обсуждении проблем, поиске решений. В процессе чтения предложенного текста, учащиеся работают со схемой «Фишбоун», что в переводе означает «рыбий скелет». В «голове» этого скелета они обозначают ту проблему, которая рассматривается в тексте. На самом скелете есть верхние и нижние косточки. На верхних, ученики отмечают причины возникновения изучаемой проблемы. Напротив верхних косточек располагаются нижние, на которых ученики по ходу чтения выписывают факты, раскрывающие поставленные проблемы. Записи должны быть краткими, в виде слова или фраз, отражающие суть, факты. Затем я организую межгрупповое общение, в результате выстраивается «единый» вариант схемы. Свой вывод по изучаемому вопросу учащиеся записывают в «хвосте» (см. презентация) . Детям очень интересно на таком уроке. Они все выступают в роли «учителей», чувствуют ответственность, даже слабые учащиеся не стесняются говорить. Такая работа развивает речь, память, мышление, формирует навыки работы с текстом. Прием «Кластеры» или «грозди» - графический способ организации учебного материала. Кластеры – рисуночная форма, суть которой заключается в том, что в середине листа записывается основное слово (идея, тема), а по сторонам от него фиксируется информация, как-то с ним связанная. Работа с кластером, помогает мне выявить динамику уровня осмысления изучаемого материала и установления причинно-следственных связей. Прием «Инсерт» применяю на стадии «осмысления». Данный прием способствует развитию мышления и служит средством отслеживания, понимания учебного материала и стимулирования внимательного чтения. Прием осуществляется в несколько этапов: 1 этап. Даю учащимся задание промаркировать текст следующим образом: • «v» - информация мне известна; • «+» - узнал что-то новое; • «-« - противоречит тому, что знаю; • «?»-хочу узнать подробнее; непонятно, требует дополнительных сведений; 2 этап. Учащиеся систематизируют информацию, расположив ее в таблицу. 3 этап. На данном этапе организую последовательное обсуждение каждой графы таблицы. 3 этап ТРКМ - фаза «Рефлексии» Задачи: - помочь учащимся самостоятельно обобщить изученный материал; - помочь самостоятельно определить направления дальнейшего изучения материала. На данной фазе учащиеся: - соотносят получаемую новую информацию с уже известной, используя знания, полученные на стадии осмысления; - производят отбор информации, наиболее значимой для понимания сути изучаемой темы; - выражают новые идеи и информацию собственными словами; - самостоятельно выстраивают причинно – следственные связи. Для разрешения задач рефлексии использую такие методы и приемы как: заполнение кластеров и таблиц, организация дискуссий, установление причинно-следственных связей между блоками информации. Из опыта работы хочу отметить, что наиболее эффективными приемами используемые на моих уроках являются такие приемы как: «Шесть цветов» и написание синквейна. Прием «Шесть цветов» я использую в работе с учениками средних классов. Учащиеся получают фигурки разных цветов. Каждый цвет имеет свое обозначение: белый - перечислить исторические события, факты, новые сведения; желтый - обобщить все положительное; красный - выразить свои эмоции. Что особенно понравилось на уроке? черный - выделить негативные последствия (тенденции) и проблемы; зеленый - в оригинальной, творческой форме представить результаты изученного (отчитывается каждая группа – выставка творческих работ); синий - сформулировать общие выводы, идеи по поводу учебного материала. Из опыта работы хочу отметить, что когда учащиеся берут фигурки определенных цветов по выбору, обсуждение проходит в более активной форме. Учащиеся делятся новой информацией и впечатлениями. Прием написания синквейна использую в старших классах (см. презентация). Применяемые мною на уроках истории и обществознания технологии развития критического мышления, помогают мне в решении задач, которые ставит сегодня перед учителем ФГОС - это формирование универсальных видов учебной деятельности, которые необходимы для развития личности, её самореализации, готовности к непрерывному образованию, способной ставить цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности. ТРКМ способствует созданию в классе атмосферы открытости и ответственного сотрудничества, возможности использования новой модели обучения и эффективных методик, которые способствуют развитию самостоятельности в процессе обучения. Опыт работы показывает, что результатом применения данной технологии для учащихся является: повышение эффективности восприятия информации; повышение интереса, как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения; умение критически мыслить; умение ответственно относиться к собственному образованию; умение работать в сотрудничестве с другими; повышение качества образования учеников; желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни. Я считаю, что технология развития критического мышления, способствует достижению основной цели современного российского образования – воспитание высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
Библиографический список 1. Беспалько В. Л. Слагаемые педагогической технологии/ В.П. Беспаленко.- М.: Педагогика, 1989.- 192с. 2. Выготский Л.С. Мышление и речь. Психологические исследования. /Л.С. Выготский.- М.: Лабиринт, 1996.- 416с. 3. Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке. /С.И. Заир-Бек.- М.: Просвещение, 2004.- 173с. 4. Ноэль –Цигульская Т.Ф. О критическом мышлении. /Т.Ф. Ноэль –Цигульская.- М.: Просвещение, 2000, -121с. 5. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. / Г.К. Селевко.- М.: Народное образование, 1998.-256с. 6. Г.В. Критическое мышление: история и современный статус / Философия. – 2003. - №6.-с.97-110. 7. Халперн Д. Психология критического мышления./ Д. Халперн.- СПб.: Питер, 2002.- 503с. 9. Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. – СПб: Издательство «Альянс «Дельта», 2003. 10. Интернет. Сеть творческих учителей.
|