Четверг, 10.07.2025, 18:47
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт учителя истории Трусовой М.И.

Меню сайта
Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов

Главная » Файлы » Мои файлы

«Технологии развития критического мышления в свете современного исторического образования»
[ Скачать с сервера (68.0 Kb) ] 15.03.2014, 22:00

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Пичаевская средняя общеобразовательная школа









ТЕМА:
«Технологии развития критического мышления в свете современного исторического образования»











Учитель
истории и обществознания
МБОУ Пичаевской СОШ
Трусова Марина Ивановна
  «Знания только тогда становятся знаниями, когда они приобретены                     усилиями мысли, а не памяти».                                                          
Л.Н.Толстой
       Важнейшей задачей современной системы образования в условиях ФГОС является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «научить учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию, создание наиболее благоприятных условий для развития личности школьника как индивидуальности.
Поэтому, одной из актуальных проблем (важной не только для российской школы, педагогического сообщества, но и для общества в целом) является определение перспективной стратегии развития системы школьного исторического образования в условиях введения новых образовательных стандартов и информационной революции. 
Если ранее образование было построено   путем трансляции учителем информации, то в связи с введением ФГОС главным становится формирование умения учащихся учиться самостоятельно. Добиться этого опираясь на  традиционные методы обучения, невозможно. Сегодня мы должны осознать, понять и признать творческую природу личности каждого ученика, наличие в ней внутренней активности. Сегодня ребенка развиваем не мы, а он развивает себя сам. Процесс приобретения знаний, формирования умений и навыков превращается из цели в средство развития личности ребенка. Перед учителем встает множество проблем: как можно добиться проявления внутренней активности учащихся; как мотивировать учебную деятельность; как помочь учащимся овладеть способами самостоятельной работы? 
Для разрешения этих проблем нужны новые технологии, позволяющие сделать процесс обучения гуманистически ориентированным. Поэтому меняется не только время, но и подходы в системе образования. Согласно ФГОС, владение педагогами современной методикой преподавания и педагогическими технологиями, является одной из значимых целей модернизации отечественной системы образования. 
       Такой технологией для меня является технология развития критического мышления.   
Суть данной методики заключается в освоении учащимися активных способов мышления и активных способов работы с информацией, тем самым, пробуждение в них интереса к исследовательской работе, умение обобщить приобретенные знания. 
Технология развития критического мышления предусматривает «проблемный» характер обучения: учащиеся должны иметь возможность самостоятельно «открывать» знание и четко понимать, для чего это знание им нужно, как им можно воспользоваться для решения разнообразных жизненных проблем. Мыслительный процесс начинается тогда, когда возникает задача или проблема, у которой нет готового способа решения. 
Каждый учащийся должен научиться осуществлять хотя бы несколько мыслительных действий: анализировать, сравнивать, приводить аргументы «за» или «против». 
Использование мною ТРКМ помогает учащимся на уроках истории и обществознания вырабатывать: умение выражать свои мысли; умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений; умение решать проблемы; способность самостоятельно заниматься своим обучением; умение сотрудничать и работать в группе; способность выстраивать взаимоотношения с другими людьми. 
Основа технологии развития критического мышления   - трехфазовая структура урока.
Для работы на первом этапе я применяю такие приемы как: маркировочная таблица «ЗХУ», «Толстые» и «тонкие» вопросы, «Кластер», «Верите ли вы?»  
1 этап: фаза «Вызов» (использование приема «ЗХУ» - работа с таблицей).
Задачи:
1.Актуализация знаний и смыслов. Заполняя графу «Знаем» учащиеся составляют список знаний, обсуждают их и обобщают. 
2.Пробуждение познавательного интереса. Заполняя графу «Хотим узнать», учащиеся формулируют свои познавательные запросы, которые, соответственно, порождают мотивацию к их удовлетворению.
3.Определение направления в изучении темы. Учащиеся самостоятельно ставят цели; определяют основные понятия и направления изучаемой темы. 
С целью экономии времени, организую работу на рабочих листах. Затем называю тему урока и спрашиваю учащихся, что они об этом уже знают. Анализируем все знакомые слова из названия новой темы и их значение. Полученные данные учащиеся заносят в колонку «Знаем». Из слов, которые остались незнакомые, учащиеся формулируют проблемные вопросы и записывают их в колонку «Хотим узнать». Анализируя запись из колонки «Хотим узнать» учащиеся формулируют цели урока.
В конце урока (или по ходу рассмотрения проблемных вопросов) учащиеся самостоятельно заполняют третью колонку «Узнали» (урок истории в 5 классе по теме: «Вавилонский царь Хаммурапи и его законы» с использованием приема «ЗХУ» см. презентация). 
По ходу урока я делаю акцент на овладение историческим материалом во время урока, а не дома (дома сильный учащийся может изучить дополнительный интересный материал, поработать с проблемным заданием, слабый - повторить изученное, выполнить индивидуальное задание).
2 этап: фаза «Реализации смысла (осмысление)»
Задачи:
1. Активное восприятие информации. Слушая сообщение, работая самостоятельно с текстом учебника или документов, учащиеся отбирают ту информацию, которая им была необходима для удовлетворения своих познавательных запросов, связанных с темой. 
2. Сопоставление нового и старого знания. 
       Это основная стадия, поскольку именно на этой стадии учащимся предъявляется новый учебный материал, именно на этом этапе они вступают в контакт с новой информацией, с новыми идеями. На этом этапе усвоение материала должно осуществляться посредством его осмысления. 
Задачи учителя на стадии осмысления:
-поддерживать интерес учащихся к теме при непосредственной работе с новой информацией;
-подготовить познавательные задания для обеспечения активной интеллектуальной деятельности.
На данном этапе могут применятся такие приемы как: работа с маркировочной таблицей «ЗХУ», составление «Кластера», прием «Инсерт» модель «Планеты и ее спутники», «Фишбоун». Работу с применением данных приемов на стадии «осмысления» я организую в группах. Остановлюсь подробнее на приеме «Фишбоун» по теме: Вавилонский царь Хаммурапи и его законы». Учащиеся получают рабочий лист №2 и карточки с заданиями.
Задачи:
1.Активное восприятие информации.  Учащиеся самостоятельно работают с текстом документов из «Законов царя Хаммурапи" и заполняют схему «фишбоун» (каждая группа заполняет свою кость)
2. Обмен полученной информацией (выступает каждая группа)
Особенности данного приема.
Прием «Фишбоун» я использую при обсуждении проблем, поиске решений. В процессе чтения предложенного текста, учащиеся работают со схемой «Фишбоун», что в переводе означает «рыбий скелет». В «голове» этого скелета они обозначают ту проблему, которая рассматривается в тексте. На самом скелете есть верхние и нижние косточки. На верхних, ученики отмечают причины возникновения изучаемой проблемы.  Напротив   верхних косточек располагаются нижние, на которых ученики по ходу чтения выписывают факты, раскрывающие поставленные проблемы. Записи должны быть краткими, в виде слова или фраз, отражающие суть, факты.  Затем я организую межгрупповое общение, в результате выстраивается «единый» вариант схемы. 
Свой вывод по изучаемому вопросу учащиеся записывают в «хвосте» (см. презентация) .
Детям очень интересно на таком уроке. Они все выступают в роли «учителей», чувствуют ответственность, даже слабые учащиеся не стесняются говорить. Такая работа развивает речь, память, мышление, формирует навыки работы с текстом.       
Прием «Кластеры» или «грозди» - графический способ организации учебного материала. Кластеры – рисуночная форма, суть которой заключается в том, что в середине листа записывается основное слово (идея, тема), а по сторонам от него фиксируется информация, как-то с ним связанная. 
Работа с кластером, помогает мне выявить динамику уровня осмысления изучаемого материала и установления причинно-следственных связей. 
Прием «Инсерт» применяю на стадии «осмысления». Данный прием способствует развитию мышления и служит средством отслеживания, понимания учебного материала и стимулирования внимательного чтения. Прием осуществляется в несколько этапов: 
1 этап. Даю учащимся задание промаркировать текст следующим образом:
«v» - информация мне известна;
«+» - узнал что-то новое;
«-« - противоречит тому, что знаю;
«?»-хочу узнать подробнее; непонятно, требует дополнительных сведений;
2 этап. Учащиеся систематизируют информацию, расположив ее в таблицу.
3 этап. На данном этапе организую последовательное обсуждение каждой графы таблицы. 
3 этап ТРКМ - фаза «Рефлексии»
Задачи:
- помочь учащимся самостоятельно обобщить изученный материал;
- помочь самостоятельно определить направления дальнейшего изучения материала.
На данной фазе учащиеся:
-  соотносят получаемую новую информацию с уже известной, используя знания, полученные на стадии осмысления;
-  производят отбор информации, наиболее значимой для понимания сути изучаемой темы;
 - выражают новые идеи и информацию собственными словами;
 - самостоятельно выстраивают причинно – следственные связи.
Для разрешения задач рефлексии использую такие методы и приемы как: заполнение кластеров и таблиц, организация дискуссий, установление причинно-следственных связей между блоками информации.
 Из опыта работы хочу отметить, что наиболее эффективными приемами используемые на моих уроках являются такие приемы как: «Шесть цветов» и написание синквейна. Прием «Шесть цветов» я использую в работе с учениками средних классов. Учащиеся получают фигурки разных цветов. Каждый цвет имеет свое обозначение:
белый - перечислить исторические события, факты, новые сведения; 
желтый - обобщить все положительное;    
красный - выразить свои эмоции. Что особенно понравилось на уроке?   
черный - выделить негативные последствия (тенденции) и проблемы; 
зеленый - в оригинальной, творческой форме представить результаты изученного (отчитывается каждая группа – выставка творческих работ);
синий - сформулировать общие выводы, идеи по поводу учебного материала. 
Из опыта работы хочу отметить, что когда учащиеся берут фигурки определенных цветов по выбору, обсуждение проходит в более активной форме. Учащиеся делятся новой информацией и впечатлениями. 
Прием написания синквейна использую в старших классах (см. презентация).
     Применяемые мною на уроках истории и обществознания технологии развития критического мышления, помогают мне в решении задач, которые ставит сегодня перед учителем ФГОС - это формирование универсальных видов учебной деятельности, которые необходимы для развития личности, её самореализации, готовности к непрерывному образованию, способной ставить цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности. 
ТРКМ способствует созданию в классе атмосферы открытости и ответственного сотрудничества, возможности использования новой модели обучения и эффективных методик, которые способствуют развитию самостоятельности в процессе обучения.
Опыт работы показывает, что результатом применения данной технологии для учащихся является: повышение эффективности восприятия информации; повышение   интереса, как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения; умение критически мыслить; умение ответственно относиться к собственному образованию; умение работать в сотрудничестве с другими; повышение качества образования учеников; желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни.
    Я считаю, что технология развития критического мышления, способствует  достижению основной цели  современного российского образования – воспитание высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.












Библиографический список
1. Беспалько В. Л. Слагаемые педагогической технологии/ В.П. Беспаленко.- М.: Педагогика, 1989.- 192с.
2. Выготский Л.С. Мышление и речь. Психологические исследования. /Л.С. Выготский.- М.: Лабиринт, 1996.- 416с.
3. Бек С.И.  Развитие критического мышления на уроке. /С.И. Заир-Бек.- М.: Просвещение, 2004.- 173с.
4. Ноэль –Цигульская Т.Ф. О критическом мышлении. /Т.Ф. Ноэль –Цигульская.- М.: Просвещение, 2000, -121с.
5. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. / Г.К. Селевко.- М.: Народное образование, 1998.-256с.
6. Г.В. Критическое мышление: история и современный статус / Философия. – 2003. - №6.-с.97-110.
7. Халперн Д. Психология критического мышления./ Д. Халперн.- СПб.: Питер, 2002.- 503с.
     9. Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология   развития. – СПб: Издательство «Альянс «Дельта», 2003.
    10. Интернет. Сеть творческих учителей.












Категория: Мои файлы | Добавил: trusow
Просмотров: 952 | Загрузок: 36 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск

Copyright MyCorp © 2025
Бесплатный хостинг uCoz