История — это проявление души народа, его золотой запас. А.С. Пушкин справедливо утверждал: «Уважение к минувшему — вот черта, отличающая образованность от дикости». Я полагаю, что урок истории состоится лишь тогда, когда на основе исторических знаний, суждений, обобщений возникает душевное волнение как со стороны учеников, так и преподавателя. Подлинный урок интеллектуален и эмоционален одновременно. Перестроечные процессы в жизни общества порождают нестабильность образования, проекты реформирования имеют слабо прогнозируемые результаты. Вместе с тем имеет место внутренняя динамика саморазвития образовательной системы, отвечающая потребностям общества и существенным образом влияющая на его поступательное движение. Сегодня, когда экономическое развитие государства отстаёт от материальных и духовных потребностей человека, очень важным для общества является воспитание людей инициативных, творческих, смелых в принятии решений. Для того чтобы воспитать такую личность, нам, педагогам, необходимо развивать у своих учащихся способность к самостоятельному мышлению. Осуществлению этой цели служит, на мой взгляд, преподавание истории в системе развивающего обучения, так как ведущим методологическим принципом его является не пассивное восприятие информации, а настоящее исследование той или иной проблемы с разных точек зрения. Одновременно с этим нельзя не отметить, что у школьников снижается желание учиться, наблюдается отрицательное отношение к учению. Исследователи приходят к выводу, что наиболее эффективные условия для развития познавательной деятельности учащихся дает система развивающего обучения. В развивающем обучении педагогические воздействия опережают, стимулируют, направляют и ускоряют развитие наследственных данных личности. Развивающее обучение происходит в зоне ближайшего развития ребенка. Зона ближайшего развития - это возможность перейти от того, что ребенок умеет делать самостоятельно, к тому, что он может, умеет делать в сотрудничестве. Существенным признаком развивающего обучения является то, что оно создает зону ближайшего развития, вызывает, побуждает, приводит в движение внутренние процессы психических новообразований. Технологии развивающего обучения имеют специальные методы, включающие детей в коллективный поиск . К ним относятся: создание проблемных ситуаций, ситуаций учебного спора, метод решения учебных задач, учебный диалог, исследование, метод проекта, ИКТ, графическая и изобразительная наглядность , иконическое моделирование, учебные игры. Главная задача при использовании технологий развивающего обучения заключается в необходимости научить школьников самостоятельно делать выводы и оценивать те или иные факты, явления. Сегодня в преподавании истории технология развивающего обучения находится в состоянии поиска и разработки. Однако урок остается основным элементом образовательного процесса, но его функции, форма организации , в связи с применением технологий развивающего обучения , могут варьироваться. Урок с использованием технологий развивающего обучения позволяет выделить ряд положительных моментов, повышающих заинтересованность в учебной деятельности: - связь с современностью, поиск в сегодняшнем дне отголосков далёкого прошлого; - проблемно-поисковая постановка учебных задач, требующая не простого воспроизведения учебного материала, а активной мыслительной деятельности; - роль учителя на уроке сводится к направляющей и организующей функциям; - систематический контроль над процессом повышения навыков самостоятельной работы каждого учащегося путём устных и письменных разноуровневых заданий. Успех учебной деятельности зависит от внимания. Однако у учащихся среднего звена оно является произвольным, и поэтому даже интересный материал воспринимается не больше 7-8 минут. В данной ситуации на помощь приходят технологии развивающего обучения. Чтобы поддержать и развить внимание, на уроках истории используются специальные тренинги. Значительное внимание здесь уделяется игре, так как для шестиклассников актуальна потребность в ней. В ходе игры учебная цель предстаёт в виде игровой задачи: разгадать кроссворд, ответить на вопросы викторины, составить план путешествия и т.д. В учебном процессе находят место такие варианты коротких дидактических игр: «Кто лучше знает?», «О ком сказано? Кто сказал?», «Кто есть кто?» и др. Очень активизирует внимание учащихся такая игра ,как «Исторический портрет». В ней принимают участие 2 команды. Первая - составляет портрет исторического лица, используя известные факты, но в то же время стараясь запутать соперников. Другая команда должна узнать загаданное лицо. Таким образом В процессе использования технологий развивающегося обучения происходит стимуляция творческого мышления. На уроках истории учащиеся попадают в ситуацию, когда нужно : - самостоятельно сравнивать различные события - находить в них сходства и различия. Такая деятельность возможны в ходе исследовательской работы. Исследовательскую работу на уроках истории можно проводить начиная с 5-6х классов изучая исторические документы. Например, в теме «Первые законы на Руси» ребятам было предложено проанализировать «Русскую правду» и сделать вывод - значении этого документа.
В процессе исследования учащиеся должны пройти следующие мыслительные операции: усвоить содержание предложенного текста: самостоятельно выделить главные и существенные факты; применить их в новой ситуации. Чтобы применить на практике изученный текст, ребятам было предложено обыграть ситуацию из жизни различных категорий населения того периода времени с применением полученных знаний. Помимо исследовательской деятельности существуют технологии развивающего обучения, которые параллельно развивают и творческие, и интеллектуальные способности. Один из таких методов получил название «Проект». Именно при развивающем обучении можно эффективно использовать метод проектов. В своей работе использую проектную деятельность на уроках истории и обществознания уже начиная с 5 класса. Обучающиеся выполняют проекты по культуре древних государств, религии древних греков и римлян. В 6 классе работа продолжается, но круг вопросов для работы над проектами расширяется. Обучающиеся могут составлять проекты по проблемам организации крестьянских восстаний, войн между государствами, проведения реформ. Работа по подготовке проекта разбивается на этапы: 1. Сбор материала (используются документальные исторические источники, публицистика, материалы прессы, телевидения, видео, аудио, Интернет); 2. Систематизация и распределение материала; 3. Обработка материала (возможно с применением компьютера). 4. Презентация проекта. Большую роль в технологиях развивающего обучения играют новые информационные технологии, которые оказывают глубокое влияние на процесс обучения детей, ведь современного ребенка окружает океан быстро меняющейся информации. Дома или на уроке он постоянно сталкивается с этим огромным потоком. Возникает проблема: как обучить ребенка, как подготовить его к современным условиям жизни? Компьютер, а точнее презентации урока, смогут решить проблему. С помощью компьютера можно на уроке (не применяя особых материальных затрат, а самое главное - экономя время урока) решить исторические задачи более разнообразными способами. Применение информационных, компьютерных технологий на уроках истории не только облегчает усвоение учебного материала, но и предоставляет новые возможности для развития творческих способностей учащихся. Благодаря мультимедиа технологиям учебный материал представлен ярко и увлекательно в виде разнообразных носителей информации: иллюстраций, видеофрагментов, компьютерной анимации, текстов, сопровождаемых словами диктора и музыкой, что способствует мотивации учебной деятельности школьников.
Можно выделить три основные формы работы с ИКТ на уроках истории. ● Во-первых, это их непосредственное применение в учебном процессе. ● Во-вторых, это применение ИКТ для организации самостоятельной работы учащихся по истории вне школьных занятий. ● И, в-третьих, это применение информационных технологий для обеспечения познавательного досуга (использование развивающих игр, электронных энциклопедий и т.д.). Среди технологий развивающего обучения в своей работе особое место уделяю иконическому моделированию (опорным конспектам). Система знаков - опор это символы, слова, даты, стрелки и рисунки позволяет наглядно воспроизвести необходимый материал. Таким образом, учащиеся достаточно быстро и легко усваивают то, что стоит за тем или иным элементом опорного конспекта. Живое воображение ученика позволяет ему ощущать за абстрактными знаками исторические картинки прошлого. Активизация восприятия способствует прочности запоминания. Причём практически исключается элементы зубрёжки, так как ребёнок сначала зарисовывает в свою тетрадь то, что совместно с учителем изобразил на доске, затем воспроизводит эти рисунки при устном ответе. Это способствует выработке полезных навыков – образности мышления и ассоциативности. Ученик правильно излагает вопрос только в том случае, если разбирается в схеме, если усвоил самый смысл исторического явления, отраженного в схеме Особо необходимо выделить значение опорного конспекта для «слабых» учащихся. Запомнить даже отдельный факт, событие, дату для них сложно. Такие ученики теряются, замыкаются и теряют интерес к предмету. Опорный конспект в таком случае становится действительно опорой для него, который позволяет без подсказки вспомнить и воспроизвести материал, построить связное предложение, а ответ сильного ученика становиться более полным, последовательным, чётким. Анализируя свою педагогическую деятельность прихожу к выводу ,что использование одного из направлений развивающего обучения , даст гораздо меньший результат обучения, чем применение всех направлений в комплексе. Роль каждого из участников этого процесса различна. Если реализация конечных целей обучения обеспечивается за счет активности ученика, то функция учителя заключается в том, чтобы надлежащим образом организовать и поддерживать эту активность. С целью более эффективного применения технологий развивающего обучения необходимо во время работы соблюдать основные принципы развивающего обучения: ● учебный процесс должен вызывать личную заинтересованность ученика в усвоении материала и данного вида деятельности ● проектировать учебный процесс так, чтобы ученик решал задачи и проблемы, опираясь на зону своего актуального развития (область наличных возможностей ребенка), а процесс выполнения работы переводил бы его в зону ближайшего развития (потенциальных возможностей, перспектив); ● для эффективного развития учащихся важно предусмотреть для каждого из них «ситуацию успеха» , т.е. предлагать задания , с которыми ребёнок наверняка справится; ● оценка выставляется не за конечный результат, а за процесс его получения, причём, учащегося необходимо сравнивать не с другим, а с самим собой, но вчерашним. Наряду с принципами необходимо учитывать и подходы это : - 1. Исследовательский подход в обучении. Его характерная черта-реализация идеи "обучение через открытие”. В рамках этого подхода учащийся должен сам открыть явление, закон способ решения задачи не известные ему ранее. При этом он может опираться на цикл познания. - 2. Коммуникативный, или дискуссионный подход. Учащийся на какое-то время становится автором какой-либо точки зрения на определённую научную проблему. При реализации этого подхода формируются умения высказывать своё мнение и понимать чужое, вести критику, искать позиции, объединяющие обе точки зрения, и находить компромисс, "докапываться до истины. - 3. Имитационный подход. Класс разбивают на бригады или группы, каждая из которых самостоятельно работает над общим заданием, имитируя то или иное заведение, фирму. Итоги деятельности обсуждаются, оцениваются, определяются лучшие, наиболее интересные. Примером такого подхода на занятиях может быть урок защиты проектов. Технология развивающего обучения принципиально отличается от других тем, что акцент в ней делается на формировании теоретического мышления школьников. Под теоретическим мышлением понимается умение проследить условия происхождения явлений, выяснить, почему эти явления приобрели ту или иную форму, воспроизвести в своей деятельности процесс происхождения данной вещи. Особенностями урока в системе развивающего обучения являются коллективная мыследеятельность, диалог, дискуссия, деловое общение детей. Допустимым является только проблемное изложение знаний, когда учитель идёт к школьникам не с готовым знанием, а с вопросом. Изучение материала основывается на том, что в начале урока ставится учебная задача. Учащимся нравятся уроки развивающего обучения, так как они совместно с учителем формулируют учебную задачу урока, и сами последовательно решают её в процессе учебной деятельности. Развивающее обучение даёт возможность раскрыться каждому ученику. На таких уроках всегда более высокая оценочная деятельность, чем на традиционных. Организовать учебную деятельность обучающихся (по крайней мере, на начальных этапах ее становления) учитель может лишь осуществляя исследование вместе с ними. Таким образом, процесс обучения , благодаря использованию технологий развивающего обучения ,впервые приобретает характер совместной деятельности обучающего и обучающегося, то есть их реального сотрудничества. Учение превращается для детей в увлечённость самим содержанием обучения, а работа по приобретению знаний - в игру их собственных интеллектуальных сил. Совершая открытие на каждом уроке, дети приучаются к тому, что думать интересно!
|